[ad_1]
Памятник Кольке Снегиреву на Чуйском тракте
Что же представляет собой памятник Коле Снегиреву? Рядом с дорогой находится круглая площадка, огороженная невысоким забором. Перед скульптурной композицией, на переднем плане, бордюрами (такими обычно огораживают городские улицы), выложены две «дороги» в форме полукруга, они символизируют Чуйский тракт с его изгибами и горными серпантинами. Основная скульптурная композиция состоит из четырех отдельных каменных постаментов разных размеров в форме параллелепипедов со «скошенной» верхушкой, символизирующих горы (линия постаментов повторяет окружающий ландшафт). По постаментам «едут» два автомобиля, направляясь вверх. Первый — легендарный АМО, второй — американский «Виллис» (автомобили союзников нередко использовались в Советском Союзе после окончания Второй мировой войны).
Памятник был установлен в 2012 году, в год празднования юбилея присвоения Чуйскому тракту статуса дороги государственного значения и, судя по установленным мраморным доскам рядом с ним, посвящен героизму водителей Чуйского тракта в годы Великой Отечественной Войны. Ранее место АМО на самом высоком постаменте занимал автомобиль ЗИС, его заменили в 2014 году.
Чуть выше, на противоположной стороне от дороги, есть тропинка, ведущая к фрагменту старого Чуйского тракта (его неоднократно перестраивали, стремясь сделать менее опасным и удобным для проезда), там, на исторической кладке, укреплявшей дорогу, установлена памятная плита.
На самом деле, это не первый памятник, появившийся на этом месте. Первый в настоящее время находится в экспозиции Музея Чуйского тракта в городе Бийске.
Здесь нельзя не затронуть историю и быт людей Советского Cоюза 30-х годов, именно тогда появилась знаменитая песня, главным героем которой был шофер Колька Снегирев. Уважительное отношение к людям рабочих профессий, восхищение их мастерством (а профессия шофера, именно так было принято называть водителей в то время, требовала огромного мастерства, особенно в таких сложных горных районах) и романтизация образа «простого трудяги», самого важного человека в стране — вот та атмосфера, которая способствовала тому, что простенькая песня, положенная на мотив популярного в то время танцевального шлягера «Коломбина» стала оглушительно известной.
Песню про Кольку Снегирева знали все. И то, что труд шофера зачастую был связан с риском тоже знали все. По сюжету песни, Колька Снегирев погиб, сорвавшись с обрыва на своем АМО, так и не дожив до своей свадьбы с красавицей — Раей, которая водила «Форд». Долгое время песню считали народной, но у нее был вполне конкретный автор, Михаил Михеев.
Именно романтичное и уважительное отношение к труду обычного простого человека сподвигло группу ветеранов предприятия «СовАвтоБийск» сделать за свой счет скульптуру, состоящую из сваренных вместе деталей автомобиля и приделанных к ним рулевым колесом, устроить совместную поездку на отремонтированном собственными силами автомобиле ЗИС-5 (именно эта модель была особенно популярной во времена Кольки Снегирева) и установить этот памятник на каменной насыпи вблизи Чуйского тракта. Экспедиция по установке памятника была организована в конце 70-х годов. Точно известно, что это было семеро вполне реальных людей, которые были реальными друзья Николая Ковалева, шофера, который стал прототипом песенного Кольки.
Колька Снегирев
Кто же такой Коля Снегирев? Это вымышленный персонаж, но у него был вполне реальный прототип. У поэта Михаила Михеева был друг, шофер бийского авторемонтного завода, Николай Ковалев. Песня, которая стала гораздо популярнее своего автора, была написана к свадьбе Николая и его невесты, звали ее правда не Рая, а Ираида (находить рифму к столь сложному имени было очень трудно), став своеобразным свадебным подарком. Ираида работала кондуктором в Бийске. Николай Ковалев был участником Великой Отечественной Войны, так случилось, что из-за ошибок в учете убитых и раненых его семья дважды получала похоронные извещения на него, с войны он вернулся раненым, но живым. В отличие от сюжета песни, Николай Павлович и Ираида Никифоровна Ковалевы прожили вместе до глубокой старости, воспитывали дочь Клару, семья была очень музыкальной, вела тихий скромный образ жизни.
Кто-то расстроится, что песня про Кольку Снегирева — сплошной вымысел. Это так, но несчастные случаи на Чуйском тракте действительно происходили, и действительно гибли на нем шоферы, падая с высокого тракта в Чую и Катунь. Так что пусть без реального прототипа, но песня все-таки о героизме, о жизни. И пусть многие-многие поколения путешественников помнят о том, что «Есть по Чуйскому тракту дорога…»
[ad_2]
Источник