[ad_1]
Алтайские земли всегда притягивали к себе человека. И подтверждают это многочисленные археологические находки, некоторые из них относятся к периоду нижнего палеолита, а это более миллиона лет назад (Улалинская стоянка, пригород современного Горно-Алтайска). Предполагается, что древние люди кочевали по алтайским краям, от стоянки к стоянке, создавая эти стоянки в наиболее удобных и защищенных местах.
А кто сейчас живет на Алтае? Какие народы и национальности? Какие традиции и вера у этих людей? Чем они занимают и как им живется? Попытаемся разобраться в этих непростых вопросах.
Сразу оговоримся, что речь пойдет о жителях Республики Алтай. Население Алтайского края будет мало отличаться от крупных соседних регионов, это полностью «обрусевшие» земли, нам интереснее будет рассказать о коренном населении горных районов Алтая.
Итак, Республика Алтай. Согласно последним данным переписи чуть более 50% населения составляют русские, при этом в зависимости от района эта доля существенно меняется, например в Маймонском районе — это более 85%, а вот в Кош-Агачском всего 3%.
Рассмотрим основные национальные группы народов, населяющих современный Алтай.
Русские (по разным данным от 50% до 60% от общего числа населения)
Официальное начало переселения русских крестьян на Алтай датируется 1865 годом и еще до начала Столыпинской аграрной реформы, с 1865 по 1905 годы, сюда в несколько этапов прибыли более 650 тыс. крестьян из 60 губерний Российской империи. За период Столыпинской реформы, с 1905 по 1914 годы, на территорию Алтайского округа переселилось около 700 тыс. человек.
Не все они были русскими, среди переселенцев были и украинцы, и латыши, и евреи, и представители других национальностей. Не все они селились на территории современного Алтая, значительная их часть оставались в более «обжитых» районах (современные Томская, Новосибирская, Кемеровская области). Но сомнений нет, именно эти годы можно считать периодом «русского освоения», не властью, а именно людьми.
За многие годы русское население ассимилировалось с местным, хотя, как и прежде, основная его масса проживает в крупных населенных пунктах.
Отдельно нужно упомянуть о переселениях старообрядцев на Алтай, пусть их было не так много, но именно эти переселенцы сохраняют свои традиции по сей день.
Староверы, «кержаки» (по названию потомков скитов на реке Кержец на Поволжье) — верующие, не поддерживающие реформы церкви и подвергавшиеся гонениям. На Алтай они пришли в конце 18 века и селились в труднодоступных районах, по берегам рек Кокса и Аргут, создавая небольшие поселения по 3-5 домов. За беглецами отправлялись отряды казаков, они вынуждены были прятаться в горах и неоднократно бежать. Только в 1792 году указом императрицы Екатерины Второй переселенцы получили помилование и статус российских подданных. Они покинули малопригодные для проживания горные ущелья и поселились в Уймонской долине, где можно было вести привычный для себя образ жизни — земледелие, скотоводство, разведение пчел, промыслы. И по сей день в Уймонской долине встречаются поселения старообрядцев, в селе Верхний Уймон находится знаменитый Музей старообрядчества, посещение которого включают во все экскурсионные программы этого района.
Алтайцы (около 30% от общего населения)
Алтайцы — коренные жители Горного Алтая. Но кто они и откуда взялись?
Древние племена, населяющие территорию Алтая, были кочевниками и сменили образ жизни на оседлый только к середине 19 века.
Конечно, это были потомки ойратов, позднее — джунгар. Сейчас алтайцы — это народ, который можно разделить на две большие этнографические группы, в каждой из них выделяют также несколько этносов.
Южные алтайцы: телеуты (Кемеровская область) и теленгиты (телесы, южная часть Телецкого озера Республики Алтай).
Северные алтайцы: кумандинцы (Бия), челканцы (река Лебедь), тубалары (левобережье Бии и север Телецкого озера).
Кумандинцы
Сегодня они проживают в Горно-Алтайске, Турочакском, Солтонском и Красногорском районах Республики Алтай. Их язык не имеет своей письменности и существует на данный момент лишь в виде устрой речи. По убеждениям кумандинцев мир населен духами, добрыми и злыми, они относятся к шаманистам.
К традиционным занятиям этой этнической группы можно отнести скотоводство, земледелие, охоту, ловлю рыбы, разведение пчел, сбор кедрового ореха, ягод, грибов, лекарственных трав.
В пищу употреблялись всегда мясо (как домашнего скота, так и диких животных), рыба, злаки. Также к традиционным продуктам кумандинцев относятся черемша, луковицы саранки и кандыка, их даже заготавливали на зиму.
Основа фольклора кумандинцев — песни, особым почетом пользуются мастерам-сказителям (кайчи), использующие специальный музыкальный инструмент.
Теленгиты
Южные представители алтайцев, проживающие на границе с Монголией и Китаем). Теленгиты или телесы (племя «теле» или долгане упоминаются в летописях китайцев 5-6 веков).
Религия теленгитов — это «сплав» шаманизма (в основе — культ природы), буддизма (календарь с 12-летним циклом), бурханизма. Теленгиты во все времена считали огонь живым существом, почитали любые источники воды (реки, озера, ручьи) и говорили, что у каждого из них есть хозяйка, имели тотемных животных.
Тубалары
Проживают в Чойском и Турочакском районах Республики Алтай (долины рек Пыжа, Иша, Бия, Уймень, Каракокша и др.). Основная масса тубаларов приняла христианство, но в отдельных поселениях все еще проводятся шаманские обряды.
Основное занятие тубаларов — коллективная охота в тайге. Обычно поселения состоят из нескольких аилов (шести или восьмиугольный шалаш из бревен, покрытый корой, берестой или дерном). Помимо охоты тубалары выращивали ячмень, разводили коров и лошадей, занимались рыболовством и бортничеством, собирали кедровые орехи и ягоды.
Казахи (по разным данным до 6,5% населения)
Большая часть казахской диаспоры проживает на территории Кош-Агачского района Республики Алтай (здесь казахское население составляет более 50%). Основные переселения произошла более 100 лет назад, в период Столыпинских реформ. Основное занятия казахов — животноводство.
С 1988 года на Алтае проводится грандиозный этнический праздник «Эл-Ойын». Он собирает все народы и национальности Алтая в одном месте, причем место это всегда новое. Очень символично, что главный этнический праздник кочует по Республике так, как это делали далекие предки алтайцев.
В 2018 году ему присвоен статус «Национальное событие года».
[ad_2]
Источник