[ad_1]
Алтай называют горной страной и это понятно, сотни вершин манят путешественников своими величественными видами. Система горных хребтов Алтая достаточно сложная, но имеет общие особенности, увеличение высоты от Западно-Сибирской равнины (юго-западная часть Алтая) к монгольскому горному массиву Табын-Богдо-Ола (юго-восточная часть Алтая), при этом меняется и характер склонов, северо-западные очень крутые, а южные и юго-восточные — пологие.
Почему же отдельно хочется рассказать не о вершинах алтайских гор, а о перевалах? Вопреки бытующим представлениям перевал — это не вершина, это, напротив, зона снижения высоты в горном массиве. Именно через перевалы удобнее всего прокладывать путь, по ним проходят тропы, по ним же строят автомобильные и железные дороги. Другое дело, что преодолеть перевал тоже бывает непросто!
Перевалы Алтая
Самые известные автомобильные перевалы Горного Алтая находятся, конечно, по Чуйскому тракту и в его окрестностях. Алтайцы, известные своим почитанием природы, говорят, что на перевале обязательно нужно остановиться, поблагодарить духов за поддержку в пути, подниматься на перевал можно только с чистыми помыслами и в добром расположении духа.
Далеко не везде на Алтае можно проехать на автомобиле. Приведем также самые значимые для путешественников перевалы, по которым проходят основные пешеходные тропы.
Семинский перевал (1719 метров над уровнем моря)
Самый высокий перевал на Чуйском тракте, по пути следования в Монголию подъем занимает около 9 км, спуск — 11 км, перепад высот около 500 м. На самой высокой точке перевала установлен памятник, посвященный присоединения Алтая к России, оттуда открывается вид на вершину Семинского хребта — гору Сарлык (2506 м). Алтайское название перевала Дьал-Менку переводится как «каменная грива», современное название происходит от монгольского слова «себи» (крепость).
Перевал Чике-Таман (1460 метров над уровнем моря)
Подъем и спуск с перевала — всего по 4 км, сам он кажется выше за счет резкого набора высоты, дорога серпантином проходит по каменистым склонам. Согласно археологическим изысканиям в этом месте через Улегемский хребет пытались прокладывать дорогу и в древности (известно о строительстве еще в X-XII веках). Во все времена путь через этот перевал был опасным и трудным, даже в новейшей истории Чуйский тракт в районе перевала Чике-Таман не раз усовершенствовался. По сохранившимся фрагментам старого тракта в этих местах вполне можно изучать историю! Современная дорога введена в эксплуатацию уже в 80-е годы XX века. В наивысшей точке перевала есть смотровая площадка.
Улаганский перевал (2080 метров над уровнем моря)
Перевал расположен в стороне от Чуйского тракта, на Улаганском тракте, который проходит от села Акташ к селу Улаган, и является самым высоким из асфальтированных перевалов Горного Алтая. Несмотря на внушительную высоту, перепад высоты по пути следования в Улаган не превышает 100 м на расстоянии около 4 км, при спуске перепад побольше — 140 м на расстоянии около 1,5 км. В окрестностях перевала можно увидеть множество озер (самое известное — озеро Киделю), а также замечательную панораму Курайского хребта с заснеженными вершинами. В наивысшей точке перевала установлена небольшая беседка.
Перевал Кату-Ярык (1200 метров над уровнем моря)
Уникальный перевал, представляющий собой крутой спуск в долину реки Чулышман (высота у подножия перевала около 700 метров над уровнем моря). В переводе с алтайского название означает «твердая трещина». Серпантин по склону горы, имеющий 9 поворотов, общей протяженностью около 4 км. Это единственный путь, соединяющий Чуйский тракт с долиной Чулышмана и южным берегом Телецкого озера. В окрестностях есть несколько водопадов (самый известный — водопад Куркуре).
Перевал Теплый ключ (2910 метров над уровнем моря)
Настоящий горный перевал на пути следования к высокогорному плато Укок, неподалеку от Джумалинских ключей, доступный только для высокопроходимых транспортных средств. Дорога проходит по каменистым склонам, протяженность подъема 6,5 км с перепадом высоты около 300 м. После спуска с перевала — брод через реку Калгутты.
Перевал Громотуха (1071 метр над уровнем моря)
Перевал пересекает сразу две реки Громотухи (Малую и Большую), отсюда и получил свое название. Основную опасность представляют крутые повороты на обрывистом берегу реки Кокса (до воды около 20 метров!). Подъем по пути в Усть-Коксу составляет около 2300 метров, спуск — около 1600 м, перепад высот около 80 метров.
Перевал Кара-Тюрек (3060 метров над уровнем моря)
Самый популярный перевал у подножий горы Белуха, соединяющий долины рек Ак-Кем и Кучерла. По перевалу проходит несколько вариантов троп, пешеходных и конных, которые расходятся и сходятся вновь на протяжении всего подъема. Подняться на перевал пешком в среднем можно за 4,5-4 часа. По пути к перевалу открываются хорошие виды на Белуху, долину Ярлу, Аккемские озера.
Перевал Багаташ (2113 метров над уровнем моря)
По этому перевалу на хребте Иолго проходит путь к Каракольским озерам, пройти по нему можно как пешком, так и на лошадях. С перевала открывается панорама сразу двух хребтов, Северо-Чуйского и Катунского, в хорошие ясные дни отсюда можно увидеть и Белуху.
Перевал Дурбэт-Даба (2485 метров над уровнем моря)
Высокогорный перевал на Чуйском тракте, вблизи границы с Монголией (здесь установлены пограничные столбы, которые относятся к разным периодам времени, а также Монумент Дружбы). Со стороны России подъем на перевал составляет 16 км с перепадом высоты около 300 м. В переводе с монгольского название перевала означает «четыре перевала» (хребет имеет четыре вершины). Это самый первый перевал, которые освоили люди на пути к степным районам Горного Алтая, именно здесь проходило северное ответвление знаменитого Шелкового пути.
[ad_2]
Источник